Рынок лизинга грузового транспорта в РФ продолжает меняться. Он не такой, каким был не только до кризиса, но всего год и даже полгода назад. Мы не станем утомлять вас обилием цифр и специальных терминов, а расскажем о том, что происходит в данном секторе и каким видят эксперты ближайшее будущее.
Состояние
Объективные данные свидетельствуют о том, что лизинг автомобильного транспорта в общей структуре российского рынка лизинга по данным 2010 г. занимал примерно пятую часть. По этому показателю мы сильно отстаем от ЕС, где, согласно данным Европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций LeasEurope, средняя доля лизинга автотранспорта составляет почти половину – 48 %.
Из общего объема рынка лизинга РФ в 2010 г. на грузовики приходилась десятая часть, а на автобусы и микроавтобусы и того меньше – около 1,5 %. Но если взять данные за более длительный период, начиная с благополучного 2007 г., то структура сделок по коммерческому автомобильному транспорту изменится: по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», на долю грузовиков придется уже 14 % рынка РФ, а на автобусы – 2 %. Это говорит о том, что с началом кризиса доля сделок по финансовой аренде машин снизилась.
Но есть и положительные моменты. Скажем, отставание от европейских показателей свидетельствует о том, что у российского рынка большой потенциал роста. Это подтверждают и данные среднегодовых темпов роста. Например, в 27 странах Евросоюза они составляют от 7 до 10 %, тогда как в России как минимум в четыре раза выше и достигают 40 % и более.
Но равняться на показатели Старого Света пока преждевременно. Подтверждением этому служат итоги самого обвального кризисного 2009 г. Тогда падение объемов лизинговых сделок в ЕС составило примерно треть (32 %) от докризисного уровня 2008 г., а в РФ бездна оказалась глубже – 56 %, что почти вдвое хуже европейских показателей. В то же время лизинг автомобильной техники – единственный сегмент, показавший даже в провальном 2009-м прирост объемов в размере 6,25 % и увеличение количества контрактов на 20 %. Правда, специалисты отмечают, что эта динамика достигнута, что называется, не благодаря, а вопреки. Ведь если рассматривать отдельно лизинг грузового транспорта, то выяснится: в том же 2009-м объем лизинга грузовиков просел более чем на 80 %, а по автобусам – почти на 70 %.
Эксперты считают, что в 2012-2013 гг. продажи автомобильной техники через лизинг вернутся к докризисным значениям и составят не менее 40 % от суммарного объема продаж. Расширение рынка должно позитивно сказаться на деловой активности и прежде всего со стороны малого и среднего бизнеса. Однако при этом доля российского лизинга в общем объеме продаж будет по-прежнему меньше, чем доля иностранного, такова объективная реальность.
Тенденции
Желающих подвести черту под итогами прошедшего года и подчеркнуть правильность своих прогнозов в сегодняшней России хоть отбавляй. Не станем брать на себя роль прорицателей и сделаем выводы на основе экспертных оценок специалистов, а также на собственном опыте общения с представителями российских транспортных компаний и лизингодателей.
Лучшей возможности сверить часы в широкой аудитории, чем в рамках ежегодной конференции «Лизинг в России», пожалуй, и не придумать. Последняя из таких прошла в Москве незадолго до Нового года, 7 декабря. На ней прозвучали экспертные оценки и прогнозы в общем-то в большей степени касающиеся самих лизингодателей. В частности, главной тенденцией 2011 г. эксперты назвали падение маржи и следующее за ним снижение рентабельности бизнеса.
По мнению акул этого рынка, ключевыми факторами, оказавшими влияние на развитие именно такого сценария, стало усиление ценовой конкуренции и растущая стоимость привлечения финансов. Но не только. Частный бизнес беспокоит увеличение доли государственных компаний, на долю которых, по экспертным оценкам, в 2012 г. придется три четверти всего бизнеса. Игрокам приходится считаться и с существенной концентрацией бизнеса, что уменьшает шансы новых компаний на быстрый рост.
За прошедший год рынок лизинга перечеркнул массу прогнозов, показав, что он находится в стадии активного изменения. Например, в 2010 г. многих пугала нехватка платежеспособных клиентов. А в 2011-м этот фактор в рейтинге значимости опустился на пятую строчку. Год назад никто и подумать не мог об ужесточении законодательства (все и так через раз дышали), а в 2011-м заговорили о возможной отмене ускоренной амортизации. Как вы понимаете, от этого лизинговые контракты дешевле не стали. Теперь, уже в новом сезоне, специалисты видят очередные угрозы, скажем, в виде отсутствия фондирования в требуемом объеме. Не исключаю, что через год мы будем вынуждены констатировать следующую «иную реальность».
У большинства крупных лизингодателей доля лизинговых контрактов с просрочкой более 90 дней находилась на низком уровне и по мере продвижения к финишу года постепенно уменьшалась. В 2011 г. имело место расширение клиентской базы, тогда как в кризис погоду делали старые деловые партнеры. В течение года динамично развивалось сотрудничество с компаниями мелкого и среднего бизнеса. Например, свыше 75 % сделок по автомобильному транспорту было заключено с организациями численностью менее 100 сотрудников. Неудивительно, что размер контрактов при этом редко доходил до предкризисных значений.
У лидеров рынка активы стали больше, чем в сытом и безмятежном 2007 г., но меньше, чем в тревожном 2008-м и провальном 2009-м. Зато собственный капитал у лизингодателей рос по восходящей линии. Начиная с 2009 г., у ряда компаний отмечается увеличение количества заключенных договоров, по которым некоторые фирмы только сейчас вышли на показатели трехлетней давности. Теперь их численность в отчетности обозначена не четырехзначными, а пятизначными цифрами. Еще одна величина, демонстрирующая стабильное восхождение, – это собственный капитал лизинговых компаний. Лидеры смогли приумножить его на десятки миллионов долларов США.
Почти половина всех сделок лизинга в прошлом году пришлась на Центральную Россию, чуть больше чем каждая пятая – на Поволжье, каждая девятая – на южные регионы страны. Далее следуют Северо-Запад, Урал и Сибирь. На Дальний Восток приходятся десятые доли процента, что объясняется удаленностью производителей коммерческой техники европейских и российских марок.
Итоги-2011
По большому счету лизингодателям грех жаловаться. В минувшем году, ставшим рекордным по объемам сделок за весь предыдущий период, увеличение совокупного объема бизнеса лизинговых компаний составило 1,28 трлн. руб., или 76 %. Только по отношению к первым трем кварталам 2011 г. прирост новых сделок в последние три месяца, по предварительным оценкам, достиг 40 %.
Эксперты отмечают, что даже такой стремительный подъем не вывел рынок на докризисные показатели. Нынешние темпы развития лизинга в РФ находятся на уровне 2006-2007 гг. При этом количество сделок увеличивается, а доходность по ним снижается. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в январе – сентябре 2011 г. рентабельность активов по рынку России в среднем сократилась на 0,3 % (с 1,6 до 1,3 %). За тот же отрезок доходность капитала упала на 1,9 % (с 13,9 до 12 %). Даже в отдельно взятом третьем квартале количество заключенных сделок по сравнению с данными годичной давности выросло на 119 %, а рентабельность самих лизингодателей при этом снизилась.
Для повышения доходности лизингодателям мало оперировать процентными ставками и сезонными акциями по сложившимся схемам. Эксперты считают, что настало время расширения набора сервисных услуг. Это означает, что в текущем году клиенты транспортных компаний могут столкнуться с новыми предложениями и более лояльными условиями получения необходимых заемных средств.
В пятерке лидеров минувшего года по объему нового бизнеса находятся «ВЭБ-Лизинг», «ВТБ Лизинг», ГЛК «Сбербанк Лизинг», «Газтехлизинг» и Государственная транспортная лизинговая компания. В таком же порядке они занимали места по объему портфеля на 1 октября. Во второй пятерке по объему нового бизнеса расположились ЗАО «Европлан», «Лизинговая компания «Уралсиб», ГЛК «Газпромбанк Лизинг», ГЛК «ТрансКредитЛизинг» и ГК «Балтийский лизинг».
Первое место по объему лизинга легковых и грузовых автомобилей заняло ЗАО «Европлан». В среднем компания заключала более 5 тыс. договоров финансовой аренды в квартал и за девять первых месяцев передала в лизинг почти 7 тыс. единиц коммерческого автотранспорта – грузовиков, автобусов, спецтехники на автомобильном шасси и самоходных машин. Кроме того, в лизинг передано 7,2 тыс. легковых машин. Технику 415 марок фирма закупала у 2 178 дилеров автотранспорта и поставщиков.
В целом по итогам трех кварталов 2011 г. объем сделок по грузовикам вырос без малого на 85 %, что почти вдвое выше динамики роста сделок по легковому транспорту (+45,4 %). В денежном выражении он достиг 920 млрд. руб. Темп прироста по отношению к трем кварталам 2010 г. составил 119 %, а по отношению к итоговым значениям всего 2010 г. еще больше – уже 127 %.
По малотоннажным грузовикам отечественного производства полной массой до 6 т самыми востребованными предметами лизинга стали автомобили ГАЗ и УАЗ, по зарубежным брендам – FIAT, Volkswagen и Ford. В сегменте среднетоннажников (от 6 до 16 т) количественный перевес на стороне брендов Hyundai, Isuzu и Mitsubishi. В тяжелом классе полной массой свыше 16 т чаще всего сделки заключались по грузовикам Scania, MAN, Volvo, IVECO.
Самой востребованной валютой лизинговых сделок 2011 г. по грузовому автотранспорту остались российские рубли, на втором месте – доллары США. По мнению наблюдателей, в последние месяцы набирали обороты сделки по подержанной технике возрастом до 10 лет. Увеличилось число заявок на одобрение лизинга с отсутствием требования по залогу, где лизингодатель требует лишь внести авансовый платеж. А в целом предложений на рынке – как грибов в лесу, нужно только уметь найти подходящие.
Дыхание кризиса
Эксперты полагают, что рынок автолизинга будет расти даже вопреки негативным прогнозам. Достаточно вспомнить, что сулили скептики отрасли после 2008 г. и что произошло на самом деле.
По данным Росстата, в 2008 г. в структуре объемов коммерческих перевозок грузов в России преобладал автомобильный транспорт, на долю которого приходилось 58,3 % (для справки: на долю железнодорожного транспорта – 36,5 %). По сравнению с докризисным 2007 г. удельный вес доставки грузов автомобильным транспортом вырос на 2 %, а доля перевозок по железной дороге на столько же упала, хотя грузооборот вырос на 1,1 % и перевалил за 2,1 трлн т-км.
Понять состояние рынка можно и по таким показателям, как грузооборот и объем доставки грузов. По автомобильному транспорту в период острой фазы мирового финансового кризиса в РФ грузооборот просел на 16,7 %, а объем снизился почти на четверть – на 24 %. Специалисты связывают это с резким сокращением заказов на фрахт, уменьшением объемов перевозимых товаров, обострением конкуренции, увеличением плеча транспортировки и, как следствие, ростом затрат перевозчиков.
В 2009 г. количество участников рынка грузоперевозок в РФ снизилось почти на одну пятую (–18 %). При этом новая экономическая реальность на треть повысила спрос на транспортировку сборных грузов. Впрочем, большинство участников экономической деятельности на автомобильном транспорте это не спасло. Половина (49 %) перевозчиков поставила точку в работе из-за падения объемов перевозимого сырья, товаров и продуктов. Более трети (39 %) закрытий было вызвано оттоком клиентов и связанных с этим отсутствием гарантированных стабильных заказов. Каждый восьмой случай (12 %) обусловлен неплатежеспособностью грузоотправителей и грузополучателей.
Анализ данных по закрывшимся предприятиям показал, что большинство из них эксплуатировали подвижной состав, находящийся в лизинге. При этом доминирующей причиной ухода с рынка стал кризис неплатежей: из-за отсутствия заказов 84 % перевозчиков не смогли найти средств для покрытия долговых обязательств перед кредиторами, а 16 % обанкротились или свернули бизнес из-за требования банков досрочно погасить задолженность или повышения ими процентных ставок. Дошло до того, что лизинговый парк «привозил» денег меньше размера лизинговых платежей. По сути, транспортники прекращали свою деятельность из-за убыточности.
Есть опасение, что европейский кризис повлияет на состояние российского рынка. Подорожает техника, значит – подорожают лизинговые контракты. В то же время конкуренция заставит лизингодателей предлагать новые рыночные продукты и искать пути сохранения лояльности клиентов, ведь искать новых становится все труднее и труднее. Показателен в этом смысле опыт создания совместных продуктов и программ, а также крен в сторону лизинга автотехники с пробегом.
Прогноз-2012
Большинство аналитиков сходится во мнении, что нижняя точка спада пройдена и теперь рынок автолизинга будет набирать обороты. Впрочем, оценки перспектив развития лизинга в РФ в текущем году сильно разнятся. Оптимисты предрекают прирост в размере 1,5 трлн. руб., или 105 %, а пессимисты советуют готовиться к серьезной просадке. Аналитики в лице топ-менеджеров крупных компаний настаивают на том, что реалистичнее выглядит прогноз сохранения нынешних объемов рынка, в лучшем случае произойдет рост на 10 - 15 %, не больше.
Любопытно, что у всех компаний на данный счет свое мнение. Со всей наглядностью это продемонстрировал опрос рейтингового агентства «Эксперт РА». Он проводился среди руководителей и финансовых директоров более 40 компаний, представляющих две трети рынка. Оказывается, около 60 % опрошенных полагают, что рынок вырастет до 20 %. Впрочем, это только предположение. В свое время никто не ждал дефолта 1998 г. и не смог предсказать кризис 2008-го. Не исключено, что происходящие в Европе макроэкономические процессы наложат отпечаток и на российскую действительность. Это означает, что перевозчикам нужно быть готовыми к любому развитию событий. Скорее всего, доступнее лизинг не станет и процентные ставки вряд ли пойдут вниз. Вспомните, о чем мы говорили в начале статьи: лизингодатели жалуются на падение маржи и снижение рентабельности бизнеса. А работать за здорово живешь, никто не станет: лизинговая компания – это не благотворительный фонд.
Автор: Александр Трохачёв |